Административные процедуры

Общие определения

Административная процедура – действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением) (далее – выдача справки или другого документа), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности.

Уполномоченный орган – государственный орган, иная организация, а также межведомственная и другая комиссии, к компетенции которых относится осуществление административной процедуры.

Заинтересованное лицо – гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства, в том числе индивидуальный предприниматель (если не определено иное, далее – гражданин), или юридическое лицо Республики Беларусь, иная организация (далее – юридическое лицо), обратившиеся (обращающиеся) за осуществлением административной процедуры.

Третье лицо – гражданин или юридическое лицо, кроме заинтересованного лица, участие которых в осуществлении административной процедуры предусмотрено актами законодательства и чьи права и (или) обязанности затрагиваются административным решением.

Заявление заинтересованного лица – обращение заинтересованного лица в письменной, устной либо электронной форме в уполномоченный орган за осуществлением административной процедуры.

Административное решение – решение уполномоченного органа, принимаемое при рассмотрении заявления заинтересованного лица.

Административная жалоба – жалоба на принятое административное решение, подаваемая в административном (внесудебном) порядке.

Подведомственность административных процедур

  1. Административные процедуры осуществляются уполномоченным органом по месту жительства (месту пребывания в случаях, когда регистрация по месту пребывания является обязательной) - для граждан или месту нахождения - для юридических лиц, за исключением когда:
    • административные процедуры в отношении недвижимого имущества осуществляются уполномоченным органом по месту нахождения недвижимого имущества;
    • законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь могут быть определены иные правила подведомственности административных процедур.
  2. Законодательством об административных процедурах полномочия по приему, подготовке к рассмотрению заявлений заинтересованных лиц и (или) выдаче административных решений, принятых уполномоченными органами, могут делегироваться другим государственным органам, иным организациям.

Представительство в административной процедуре

  1. Заинтересованное лицо может участвовать в осуществлении административной процедуры лично и (или) через своих представителей, если иное не предусмотрено законодательными актами.
    Личное участие заинтересованного лица в осуществлении административной процедуры не лишает его права иметь представителей, равно как участие представителей не лишает заинтересованное лицо права на личное участие в осуществлении такой процедуры, если иное не предусмотрено законодательными актами.
  2. Представителями заинтересованного лица могут быть граждане, обладающие гражданской дееспособностью в полном объеме, либо юридические лица.
    Не могут быть представителями заинтересованного лица работники уполномоченного органа, в который обращается заинтересованное лицо за осуществлением административной процедуры, за исключением работников уполномоченного органа, которые являются законными представителями заинтересованного лица.
  3. Представители заинтересованного лица при осуществлении административной процедуры могут совершать действия, право на осуществление которых имеет заинтересованное лицо, в пределах предоставленных им полномочий.
  4. Юридическое лицо участвует в административной процедуре через свои органы или своих представителей.
  5. Представители заинтересованного лица осуществляют свои полномочия на основании акта законодательства, либо акта уполномоченного на то государственного органа, либо доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством.

Права заинтересованных лиц

Заинтересованные лица имеют право:

  1. обращаться с заявлениями в уполномоченные органы;
  2. бесплатно получать от уполномоченных органов предусмотренные законодательством об административных процедурах формы (бланки) документов, необходимых для обращения за осуществлением административных процедур;
  3. получать от уполномоченных органов разъяснение своих прав и обязанностей;
  4. принимать участие в административных процедурах лично и (или) через своих представителей, если иное не предусмотрено законодательными актами;
  5. знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением своих заявлений, делать из них выписки, если иное не предусмотрено законодательством о государственных секретах, коммерческой или иной охраняемой законом тайне;
  6. получать административные решения либо выписки из них;
  7. отозвать свое заявление в любое время до окончания осуществления административной процедуры;
  8. обжаловать принятые административные решения;
  9. осуществлять другие права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства об административных процедурах.

Обязанности заинтересованных лиц

Заинтересованные лица обязаны:

  • вежливо относиться к работникам уполномоченных органов, не допускать нецензурных либо оскорбительных слов или выражений в отношении таких работников;
  • представлять в уполномоченные органы документы и (или) сведения, включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, а также документы, указанные в абзацах втором–седьмом части первой пункта 2 статьи 15 настоящего Закона, в случае истребования таких документов;
  • вносить плату, взимаемую при осуществлении административных процедур;
  • своевременно информировать уполномоченные органы об изменении места жительства (места пребывания), места нахождения в период осуществления административной процедуры;
  • выполнять другие обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами об административных процедурах.

Права и обязанности третьих лиц

  1. Третьи лица имеют право:
    • получать от уполномоченных органов разъяснение своих прав и обязанностей;
    • знакомиться с материалами, связанными с административными процедурами, в осуществлении которых они участвуют (участвовали), в том числе с полученными уполномоченными органами от других государственных органов, иных организаций документами и (или) сведениями, необходимыми для осуществления административных процедур, делать из них выписки, если иное не предусмотрено законодательством о государственных секретах, коммерческой или иной охраняемой законом тайне;
    • отозвать свое согласие (в том числе выраженное путем проставления подписи на заявлении заинтересованного лица) на осуществление административной процедуры в любое время до окончания осуществления административной процедуры;
    • обжаловать принятые административные решения;
    • отозвать свою административную жалобу;
    • осуществлять другие права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства об административных процедурах.
  2. Третьи лица обязаны:
    • вежливо относиться к работникам уполномоченных органов, не допускать нецензурных либо оскорбительных слов или выражений в отношении таких работников;
    • выполнять другие обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами об административных процедурах.

Заявление заинтересованного лица

  1. Заявление заинтересованного лица подается на белорусском или русском языке в письменной форме, за исключением случаев, когда законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь допускается обращение с устным заявлением.
  2. Письменное заявление заинтересованного лица может быть подано в уполномоченный орган:
    • в ходе приема заинтересованного лица;
    • нарочным (курьером), по почте, если в соответствии с законодательством об административных процедурах не требуется личное присутствие заинтересованного лица;
    • в виде электронного документа или путем направления на адрес электронной почты уполномоченного органа либо размещения на официальном сайте уполномоченного органа в глобальной компьютерной сети Интернет - в случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, а также по решению уполномоченного органа, если не требуется личное присутствие заинтересованного лица.
  3. Если законодательством об административных процедурах не определены сведения, которые должны содержаться в письменном заявлении заинтересованного лица, в таком заявлении указываются:
    • наименование уполномоченного органа, в который подается заявление;
    • сведения о заинтересованном лице:
    • фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства (место пребывания) - для гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
    • фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства, учетный номер плательщика, наименование государственного органа, иной государственной организации, осуществивших государственную регистрацию, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;
    • наименование и место нахождения, наименование государственного органа, иной государственной организации, осуществивших государственную регистрацию, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - для юридического лица;
    • наименование административной процедуры, за осуществлением которой обращается заинтересованное лицо;
    • представляемые вместе с заявлением документы и (или) сведения (при их наличии);
    • сведения о внесении платы, взимаемой при осуществлении административных процедур, посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства - в случае внесения платы посредством использования такой системы;
    • подпись гражданина, либо подпись руководителя юридического лица или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать заявление, заверенная печатью юридического лица, либо подпись представителя заинтересованного лица (электронная цифровая подпись таких лиц), за исключением случаев подачи заинтересованным лицом заявления путем направления на адрес электронной почты уполномоченного органа либо размещения на официальном сайте уполномоченного органа в глобальной компьютерной сети Интернет.
  4. Законодательством об административных процедурах по отдельным административным процедурам могут быть предусмотрены типовые формы (бланки) заявлений заинтересованных лиц.

Отказ в принятии заявления заинтересованного лица

  1. Уполномоченный орган отказывает в принятии заявления заинтересованного лица:
    • если не представлены документы и (или) сведения, включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами (за исключением случаев, указанных в части третьей пункта 1 и абзаце третьем части первой пункта 3 статьи 15 настоящего Закона), а также документы, указанные в абзацах втором–седьмом части первой пункта 2 статьи 15 настоящего Закона, в случае истребования таких документов;
    • если в заявлении заинтересованного лица, подаваемом в электронной форме, не содержатся сведения, указанные в абзацах четвертом и пятом части первой пункта 3 статьи 15 настоящего Закона;
    • в иных случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
  2. Уполномоченный орган может отказать в принятии заявления заинтересованного лица, поданного в письменной либо электронной форме, если не соблюдены требования к форме или содержанию такого заявления.
  3. Уполномоченный орган может отказать в принятии повторного заявления заинтересованного лица, в котором не содержатся новые сведения, если в этом органе имеется административное решение об отказе в осуществлении административной процедуры по заявлению этого лица.
  4. Если рассмотрение заявления заинтересованного лица не относится к компетенции государственного органа, иной организации, эти государственный орган, иная организация в течение трех рабочих дней со дня регистрации такого заявления отказывают в принятии заявления заинтересованного лица с указанием уполномоченного органа либо самостоятельно направляют его в соответствующий уполномоченный орган с одновременным уведомлением об этом заинтересованного лица.
  5. Уполномоченный орган принимает административное решение об отказе в принятии заявления заинтересованного лица в течение трех рабочих дней со дня регистрации такого заявления, если иной срок не установлен законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
    В случае отказа в принятии заявления заинтересованного лица такому лицу возвращаются документы и (или) сведения, представленные вместе с заявлением заинтересованного лица, за исключением случаев подачи заявления заинтересованного лица в электронной форме.
  6. Отказ в принятии заявления заинтересованного лица не препятствует его повторной подаче в уполномоченный орган после устранения недостатков, явившихся причиной отказа.

Отзыв заявления заинтересованного лица

  1. Заинтересованное лицо вправе отозвать свое заявление в любое время до окончания осуществления административной процедуры.
    • Отзыв заявления заинтересованного лица, поданного в устной форме, осуществляется посредством подачи заявления в устной либо письменной форме в уполномоченный орган, рассматривающий заявление заинтересованного лица.
    • Отзыв заявления заинтересованного лица, поданного в письменной форме, осуществляется посредством подачи заявления в письменной форме в уполномоченный орган, рассматривающий заявление заинтересованного лица.
    • Отзыв заявления заинтересованного лица, поданного в электронной форме, осуществляется посредством подачи заявления в электронной форме через единый портал электронных услуг либо письменной форме в уполномоченный орган, рассматривающий заявление заинтересованного лица.
  2. В случае отзыва заявления заинтересованного лица уполномоченный орган прекращает его рассмотрение по существу и возвращает такому лицу документы и (или) сведения, представленные вместе с заявлением заинтересованного лица, за исключением случаев подачи заявления заинтересованного лица в электронной форме.

Виды административных решений

При рассмотрении заявления заинтересованного лица уполномоченным органом принимается одно из следующих административных решений:

  • об отказе в принятии заявления заинтересованного лица;
  • об осуществлении административной процедуры;
  • об отказе в осуществлении административной процедуры.

Отказ в осуществлении административной процедуры

Уполномоченный орган отказывает в осуществлении административной процедуры:

  • если отсутствуют предусмотренные законодательством об административных процедурах основания для ее осуществления;
  • если заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Внесение изменений и (или) дополнений в административное решение. Выдача дубликата административного решения

  1. Внесение изменений и (или) дополнений в административное решение по заявлению заинтересованного лица осуществляется бесплатно в десятидневный срок со дня регистрации заявления, если иное не определено законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
    • Заинтересованное лицо обязано возвратить ранее выданные при осуществлении административной процедуры справки или другие документы в случае, если одновременно с внесением изменений и (или) дополнений в административное решение требуются изменение и (или) дополнение (выдача новых) справок или других документов.
    • Заинтересованное лицо освобождается от внесения платы за услуги (работы), оказываемые при осуществлении административных процедур, при внесении изменений и (или) дополнений в административное решение в связи с необходимостью устранения ошибок (неточностей) (в том числе в выданных справках или других документах (их дубликатах)), допущенных по вине уполномоченных органов, других государственных органов и иных организаций, если законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь за внесение изменений и (или) дополнений в административное решение предусмотрена такая плата.
  2. Выдача дубликата административного решения (в случае, если выдача дубликата допускается законодательством) осуществляется бесплатно в десятидневный срок со дня регистрации заявления с приложением пришедшего в негодность оригинала административного решения (при наличии), если иное не определено законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
  3. Уведомление о принятии административного решения после внесения в него изменений и (или) дополнений, о выдаче дубликата административного решения осуществляется в порядке, установленном статьей 27 настоящего Закона.

Порядок обжалования административного решения

Заинтересованное лицо и третье лицо обладают правом на обжалование административного решения в административном (внесудебном) порядке.

Административная жалоба направляется в вышестоящий государственный орган (вышестоящую организацию) либо в государственный орган, иную организацию, к компетенции которых в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь относится рассмотрение таких жалоб (далее – орган, рассматривающий жалобу).

Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется после обжалования такого решения в административном (внесудебном) порядке, если иной порядок обжалования не предусмотрен законодательными актами.

В случае отсутствия органа, рассматривающего жалобу, административное решение уполномоченного органа может быть обжаловано непосредственно в суд.

Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.

Срок подачи административной жалобы

  1. Административная жалоба может быть подана в орган, рассматривающий жалобу, в течение одного года со дня принятия обжалуемого административного решения.
  2. Орган, рассматривающий жалобу, вправе восстановить срок подачи административной жалобы в случае пропуска такого срока по уважительной причине (тяжелая болезнь, длительная командировка и др.).

Форма и содержание административной жалобы

Административная жалоба подается в письменной форме и в ней должны быть указаны:

  • наименование органа, рассматривающего жалобу;
  • сведения о заинтересованном лице (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства (место пребывания) - для граждан; наименование и место нахождения - для юридических лиц);
  • наименование уполномоченного органа, принявшего обжалуемое административное решение;
  • содержание обжалуемого административного решения;
  • основания, по которым заинтересованное лицо считает обжалуемое административное решение неправомерным;
  • требования заинтересованного лица;
  • представляемые вместе с административной жалобой документы и (или) сведения (при их наличии);
  • подпись гражданина, либо подпись руководителя юридического лица или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать жалобу, заверенная печатью юридического лица, либо подпись представителя заинтересованного лица (электронная цифровая подпись таких лиц).

Оставление административной жалобы без рассмотрения

  • Административная жалоба оставляется без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации в случае, если:
    • рассмотрение административной жалобы не относится к компетенции государственного органа, иной организации;
    • административная жалоба подана неуполномоченным лицом;
    • административная жалоба подана по истечении установленного срока и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
  1. Административная жалоба в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации может быть оставлена без рассмотрения в случае, если:
    • не соблюдены требования к содержанию административной жалобы;
    • в органе, рассматривающем жалобу, уже имеется решение по этой административной жалобе.
  2. В случае оставления административной жалобы без рассмотрения лицу, подавшему административную жалобу, возвращаются документы и (или) сведения, представленные вместе с административной жалобой, за исключением случаев подачи административной жалобы в электронной форме.
  3. После устранения недостатков, явившихся причиной оставления административной жалобы без рассмотрения, административная жалоба может быть вновь подана в орган, рассматривающий жалобу.

Уведомление о принятом решении по административной жалобе. Вступление в силу решения по административной жалобе

  1. Административное решение, принятое в устной форме в ходе приема заинтересованного лица, подлежит объявлению заинтересованному лицу.
    Административное решение, принятое в письменной форме (его копия, выписка из него), либо извещение о таком решении выдаются заинтересованному лицу или направляются нарочным (курьером), по почте не позднее семи рабочих дней со дня принятия соответствующего решения, если иное не предусмотрено частью четвертой настоящего пункта.
    Административное решение, принятое в электронной форме, либо извещение о таком решении направляются заинтересованному лицу через единый портал электронных услуг не позднее семи рабочих дней со дня принятия соответствующего решения, если иное не предусмотрено частью четвертой настоящего пункта.
    В случае принятия административного решения об отказе в осуществлении административной процедуры в соответствии с абзацем вторым статьи 25 настоящего Закона заинтересованное лицо не уведомляется о таком административном решении.
  2. Заинтересованное лицо имеет право получить административное решение (его копию, выписку из него), выдаваемое при осуществлении административной процедуры, при обращении в уполномоченный орган.

Перечень административных процедур, осуществляемых РУ ДБП водных путей по заявлениям граждан (скачать, pdf 294КБ)

Связаться с нами

Перед отправкой электронного обращения, пожалуйста, ознакомьтесь с информацией, приведенной ниже (развернуть данный блок)...

Электронные обращения в РУДБП водных путей направляются на адреса электронной почты: rudbpvp@gmail.com, fax705815@gmail.com, rudbpvp@yandex.by либо посредством заполнения формы «Электронное обращение», размещенной на этой странице и должны соответствовать требованиям пунктов 1, 2, 3 статьи 12 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», а также содержать адрес электронной почты заявителя.

При несоблюдении требований, установленных вышеназванным Законом, электронное обращение оставляется без рассмотрения по существу.

Электронное обращение излагается на белорусском или русском языке.

Электронные обращения граждан должны содержать:

  • наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
  • фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);
  • изложение сути обращения;
  • адрес электронной почты гражданина.

Электронные обращения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны содержать:

  • наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
  • полное наименование юридического лица и его место нахождения;
  • изложение сути обращения;
  • фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;
  • адрес электронной почты юридического лица.

В обращениях должна содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) подтверждающих эту информацию документов.

Допустимыми форматами прикрепляемых документов и (или) сведений в электронном виде и их графических образов на бумажных носителях (сканов) являются: PDF/A, DOCX, DOC, RTF, TXT, ODT, ZIP, RAR, PNG, TIFF, JPEG, JPG.

К электронным обращениям, которые подаются законными представителями заявителей, должны прилагаться электронные копии документов, подтверждающих их полномочия.

Если для рассмотрения электронного обращения по существу необходимо указание персональных данных заявителя или иных лиц, за исключением содержащихся в обращении, заявителю будет предложено обратиться с устным или письменным обращением.

Отзыв электронного обращения осуществляется путем подачи письменного заявления либо направления заявления в электронной форме тем же способом, которым было направлено электронное обращение.

В случае, если поступающие электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более десяти), ответы на них по решению руководителя государственного органа либо лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения, могут размещаться на официальном сайте государственного органа в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям.

Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронных обращениях.

На электронные обращения даются письменные ответы (направляются письменные уведомления) в случаях, если:

  • заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ либо одновременно направить письменный ответ и ответ на адрес его электронной почты;
  • в электронном обращении указан адрес электронной почты, по которому по техническим причинам не удалось доставить ответ (уведомление).

Ответ на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу могут быть обжалованы в вышестоящую организацию.